Как готовят большое количество пюре в школьной столовой – САНПИН 2.4.5.2409-08 — Меню и СанПины по школьному питанию — Школьное питание

Расчет норм питания на одного учащегося согласно новому СаНПиН — Меню и СанПины по школьному питанию — Школьное питание

    “Приложение 8 к СанПиН 2.4.5.2409-08, Таблица 1”
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учрежденийЭкономический расчет стоимости набора пищевых продуктов                 (см Таблица 1 к Приложению 8 СанПиН  2.4.5.2409-08)
 Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся Закупочная цена (руб) за кг/шт Стоимость продуктов в зависимости от возраста обучающихся 
Наименование продуктовв г, мл, бруттов г, мл, неттоНаименование продуктовв рублях брутто
 7-10 лет11-18 лет7-10 лет11-18 лет 
7-10 лет
11-18 лет
    
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)8012080120 бух 500гр12.00 Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)1.922.88
Хлеб пшеничный150200150200 бух 500гр12.00 Хлеб пшеничный3.604.80
Мука пшеничная15201520 кг17.40 Мука пшеничная0.260.35
Крупы, бобовые45504550 Гречка/кг24.00 Крупы, бобовые1.081.20
Макаронные изделия15201520 кг52.50 Макаронные изделия0.791.05
Картофель250250188188 кг12.00 Картофель3.003.00
Овощи свежие, зелень350400280320 Капуста/Морковь кг12.00 Овощи свежие, зелень4.204.80
Фрукты (плоды) свежие200200185185 кг40.00 Фрукты (плоды) свежие8.008.00
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник15201520 кг150.00 Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник2.253.00
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
200200200200 литр30.00 Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные6.006.00
Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.951057078 кг140.00 Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.13.3014.70
Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п)51763553 кг95.00 Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п)4.857.22
Рыба-филе60805877 кг120.00 Рыба-филе7.209.60
Колбасные изделия152014.719.6 кг160.00 Колбасные изделия2.403.20
Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)300300300300 литр32.00 Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)9.609.60
Кисломолочные продукты (массовая доля жира  2,5% 3,2%)150180150180 литр32.00 Кисломолочные продукты (массовая доля жира  2,5% 3,2%)4.805.76
Творог (массовая доля жира не более 9 %)50605060 кг140.00 Творог (массовая доля жира не более 9 %)7.008.40
Сыр10129.811.8 кг190.00 Сыр1.902.28
Сметана (массовая доля жира не более 15 %) 10101010 литр60.00 Сметана (массовая доля жира не более 15 %)0.600.60
Масло сливочное30353035 кг180.00 Масло сливочное5.406.30
Масло растительное15181518 литр75.00 Масло растительное1.131.35
Яйцо диетическое1 шт.1 шт.4040 шт4.00 Яйцо диетическое4.004.00
Сахар***40454045 кг22.00 Сахар***0.880.99
Кондитерские изделия
10
151015 кг70.00 Кондитерские изделия0.701.05
Чай0.44.40.40.4 кг150.00 Чай0.060.66
Какао1.21.21.21.2 кг150.00 Какао0.180.18
Дрожжи хлебопекарные1211.2 кг30.00 Дрожжи хлебопекарные0.030.06
Соль5757 кг10.00 Соль0.050.07

www.pitportal.ru

Топ-7 классических блюд школьной столовки

Приготовьтесь ощутить вкус детства. При прочтении нового ТОПа от «Хороших Новостей» вы окажетесь в школьной столовой, причем совершенно не важно, в каком городе и в каком году. Так уж повелось, что в России не только всех учителей зовут Мариваннами, но и кормят абсолютно одинаково. Для тех, кто скучает по звонкам, переменам, домашкам, предлагаем целых семь классических школьных блюд с рецептами!

Молочный коржик

Начнем со сладкого, мы же уже большие. Молочный коржик казался в детстве чем-то божественным. Удивительно, как он сочетался с компотом и сладким чаем. Его было так удобно делить на троих, да что уж там, и на четверых. Оказывается, приготовить молочный коржик не так уж и сложно. 

Вам понадобятся:

500 гр муки, сахар 260 гр, молоко 100 мл, сливочное масло 100 гр., 20 гр растительного масла, яйцо, 2 ч.л. разрыхлителя, щепотка соли, ванилин.

Приготовление:

Замесить тесто из масла, сахара и молока с добавлением 1/2 яйца смешенного с солью и ванилином. Отдельно просеять муку с разрыхлителем.

Долго не месить тесто!

Сформировать коржики, обязательно сделать зубчатый край, смазать оставшимся яйцом и вилкой сделать легкие надрезы ситичком.

Выпекать 15 минут при температуре духовки в 200 градусов до знакомого золотистого цвета.

Тушеная капуста

Школьная тушеная капуста всегда выигрывала в неравном бою с другими гарнирами. Просто так дома именно такой капусты у вас не получится, нужно знать тайный рецепт, и сейчас вы его узнаете!

Вам понадобятся:

Килограмм капусты

Пара луковиц

Что-нибудь мясное (вареный окорочок или колбаса)

2 ст. ложки томатной пасты, 1 ст. ложка уксуса (6 % )

По одной столовой ложке сахара и муки

Перец горошком

Лаврушка и растительное масло. 

Приготовление: 

Порезать репчатый лук, нашинковать капусту.  Лук обжарить на масле, потом положить к нему капусту, добавить полстакана воды или мясного бульона, накрыть крышкой и тушить 40 минут. Пока капуста тушится, подготовить мясо, нарезав его на кусочки. Через 40 минут тушения смешать томатную пасту с мукой, добавить их в капусту вместе с уксусом, сахаром, солью, лавровым листом, перцем, потушить еще 10 минут. Готово! 

Запеканка

Ну какая столовая без нее, родимая запеканка — полезная и вкусная. Однозначно лучше заморских чизкейков и тирамису.

Вам понадобятся:

500 гр. творога (желательно влажный творог, процент жирности для меня роли не играет) 

100 гр. сахара 

100 гр. манки 

50 гр. молока 

50 гр. мягкого сливочного масла 

2 яйца

Пакетик ванилина 

Приготовление: 

Творог, сахар, яйца, размягченное сливочное масло, молоко, ванилин выложить в чашку, хорошо взбить миксером и потихоньку всыпать манную крупу так, чтобы не было комочков. 

Готовую массу выложить в форму (можно застелить форму  пекарской бумагой или смазать маслом) . Оставить на 40 минут для набухания манки. Выпекать в духовке при температуре 180-200 градусов, примерно 30 минут, до золотистого цвета, но время выпечки будет зависит от размера формы, если вы будете печь запеканку в маленькой форме,  то и времени потребуется чуть больше.

Тесто можно делать с вечера, и оставить в холодильнике до утра. Готовность определять деревянной зубочисткой. Чтобы было совсем по-школьному, кушать запеканку нужно в чуть тёплом виде или, когда совсем остынет. 

Секрет школьной котлетки

Отчего школьные котлеты получались такими вкусными? Ведь ни мама, ни бабушка так не могли готовить. А все дело  в том, что родные клали слишком много мяса. Да-да, не удивляйтесь, большое количества мяса котлетам вредит.

Для секретных школьных котлет вам понадобится:

500 г фарш мясного (например, говяжий) 

60% от объёма фарша мякоти чёрного хлеба вымоченной в воде 

3 луковицы 

1 чесночина 

соль, перец 

Панировочные сухари 

Масло растительное 

Приготовление:

Секрет этого блюда заключается именно в мякоти чёрного хлеба и в её большом содержании – только ни кому! 

Замачиваем хлеб в воде, разминаем руками и добавляем фарш, затем лук, специи и 1 зубчик чеснока, хорошо вымешиваем, панируем в сухарях и жарим на растительном масле.

 Сырники в сладкой сметане

Пожалуй, это самое сложное блюдо из всего школьного меню. Но у вас все получится! Мы верим! Тем более, сырники – это короли школьной кухни. 

Вам понадобится:

500 гр. творога в обычных пачках (по 200гр). Лучше не очень жирного, но главное чтобы не сухого, либо развесного ( но чтобы без добавок) 

2 яйца, ванильный сахар — 1 пакетик, сахар -2 столовые ложки 

125 гр. муки ( либо 1.5-2 ст.л на пачку творога в 200гр) 

Мука для обвалки 0.5-1 стакан. 

(получается целых две сковородки с сырничками!) 

Приготовление:

Растереть яйца с ванильным и обычным сахаром. 

Добавить творог и все хорошо размять, вымешивая вилкой. 

Высыпать частями, размешивая, всю муку (1.5-2 ст.л на 200гр. творога), просеивая ее через ситечко прямо в тесто. Хорошо все вымесить вилкой. 

На доску высыпать 0.5-1 стакан муки и разровнять. Выложить тесто. Чуть присыпать сверху мукой с доски и скатать колбаску. Муку в тесто не вмешивать. Она только для обвалки сырников. 

Нарезать, примерно по 2 см, ножом сырнички, обваливая с обеих сторон тут же мукой, похлопывая, чуть приплющивая ножом. Выложить на сковородку кусочек сливочного масла пополам с растительным. Как только масло зашипит, выложить не очень плотно друг к другу сырнички. Огонь убавить до среднего и жарить, пока не подрумянятся края и низ. Крышкой не накрывать (если накрыть сразу крышкой, то сырники расползутся ). Перевернуть и только тогда накрыть крышкой. 

Убавить огонь до минимума и жарить до готовности минуты три. Если серединка стала выпуклой, значит сырнички готовы. Главное не пережарить.

Для молочно-сметанной подливки понадобится: 

200 мл. молока 

2 ч. л муки 

2-3 ст. л теплой воды 

Сахар по вкусу (у меня 1 ст. ложка) 

1-2 ст. л сметаны любой жирности 

Приготовление:

Молоко довести до несильного кипения. Пока греется молоко, развести в стаканчике 2-3 ст. ложки теплой воды и 2 ч. ложки муки. Размешать хорошо вилкой. Вылить все в закипающее молоко, постоянно помешивая. Довести до кипения и загустения, мешая. Снять. Дать немного остыть. Процедить через ситечко, если вдруг образовались маленькие комочки, добавить 1-2 ст. ложки сметаны. Хорошо перемешать. Подлива готова. 

Оладьи со сгущенкой 

Со сгущенкой, конечно, можно съесть что угодно, даже подметку. Но вот толстенькие школьные оладьи – это вам не эмульгаторы с красителями, а самое настоящее лакомство, которое школьники России по сей день поедают с аппетитом и восторгом.

Вам понадобится:

 Молоко (жирность 3,2%) — 1 ст;

 дрожжи — 13 г;

 мука — 250 г;

 яйца — 1 шт;

 сахар — 2 ст.л;

 ванилин — 1 пак;

 растительное масло — 1 ст.л;

 растительное масло — для жарки;

 соль — 1/4 ч.л.

В стакан теплого молока добавить дрожжи, размешать до растворения. В миску насыпать муку и влить молоко. Размешать до однородной консистенции и оставить в теплом месте на 30 минут. 

Добавить в опару яйца, сахар, соль, ванильный сахар и подсолнечное масло. Хорошенько размешать и оставить в теплом месте на 30 минут для поднятия теста.Разогреть сковороду с подсолнечным маслом и аккуратно выкладывать ложкой небольшие порции. Выкладывать тесто и каждый раз ложку смачивать в холодной воде.

Как добавить сгущенку, вы сами разберетесь. 

Макаронник №207

Именно так называется это фантастическое школьное блюдо в столовской технологической карте. Для нас же оно больше известно под простым русским словосочетанием – макаронная запеканка. 

Помните страшные истории о том, что ее готовят из вчерашних макарон? Хотя, может, вам таких не рассказывали. 

Итак, вам понадобятся:

300-400 граммов макарон

100 граммов сливочного масла

3 яйца

1,5 стакана молока

сахар

соль

Приготовление:

Отвари макароны, как обычно – высыпав в подсоленную кипящую воду. Откинь на дуршлаг, дай стечь воде. В круглую форму для торта (или в большую сковородку) выложи макароны ровным слоем, добавив сливочное масло, разделенное на небольшие кусочки. Тщательно размешай отдельно яйца, сахар и тёплое молоко и залей этой смесью макароны. Запеки в духовке до образования румяной корочки. Макароны в духовке – десерт, который подаётся на стол тёплым. Сверху блюдо можешь посыпать сахарной пудрой.

Приятного аппетита! Балуйте себя вкусной, а главное — полезной пищей!

hornews.com

Как Евгений Клопотенко меняет питание в школьных столовых

Известный кулинар, победитель шоу «Мастер Шеф» Евгений Клопотенко взялся за идею изменить систему питания в школах. Накануне нового учебного года UaUa.info поговорили с Евгением о том, что именно он планирует менять, кто ему в этом помогает, и готовы ли школы кормить детей так, чтобы дети хотели это съесть.

Если школьная система образования постепенно реформируется, то к школьным столовым по-прежнему много вопросов и у детей, и у родителей. 

«Столовские» запахи, блюда, которые можно съесть, только очень проголодавшись — из нашего детства все это перекочевало в детство наших детей, и даже не верится, что что-то может измениться. Не удивительно, что дети предпочитают купить не горячий обед, а шоколадный батончик.

Система школьного общепита устоялась за десятилетия. Но Евгений уверен: изменить ее можно. Главное, чтобы этих перемен хотели сами школы.

Школьное питание у нас неперспективное направление. Потому им никто и не занимался почти 70 лет. На дворе XXI век, а школьные столовые застряли в периоде Советского Союза.

Когда я сам ходил в школу, и ел там эти обеды, — это было все очень печально, но ничего поделать с этим я не мог. А теперь у меня есть и силы, и возможности, чтобы это поменять.

Система питания в школах спрессовалась за десятилетия, и поменять ее не так просто, как кажется. Мы разбили этот процесс на несколько этапов. Для первого этапа Фундация Ашан для молодежи выделила нам небольшой грант. Эти деньги пойдут на создание сборника рецептур для школьных столовых и на «обкатку» этих рецептов на базе двух киевских школ.

Сейчас есть много скептиков, которые говорят, что нет смысла, и ничего не получится, и что тут всю систему нужно менять, и всю страну, и тд.

Совместно с диетологами, нутрициологами и технологами мы разработаем костяк из 60-70 рецептов и составим тестовое меню. Тестировать обеды по новым рецептам будем в двух школах на Троещине.

Будем готовить и смотреть на реакцию детей: что нравится, что не нравится, по ходу вносить корректировки. Потом — согласование с органами, которые сейчас выполняют функции санстанции.

В результате у нас получится электронная книга — сборник рецептур, и практический кейс с выжимкой нашего опыта. Все это мы разошлем директорам школ по всей Украине, чтобы они могли опираться на наш опыт, если захотят что-то менять. Потому что, что бы мы ни изобретали, перемены в каждой конкретной школе зависят от ее директора.

Какими мы хотим сделать новые блюда. Помимо того, что они будут вкусные и полезные, мы хотим также чтобы дети развивались через еду.

Что у нас сейчас в школьном меню: «Овсяная каша», «Рассольник по-ленинградски», «Салат капустный». Это же вчерашний день. Мы хотим оживить все это, ввести в меню европейские блюда.

Они захотят узнать, что это такое, будут читать и понимать, что мир еды намного шире, чем просто борщ и котлеты.

Частью программы по внедрению новых блюд будут экскурсии-лекции в супермаркеты Ашан. Там специалисты расскажут детям, откуда берутся продукты, где растут помидоры, что такое баклажаны, где берется картошка. То есть, мы хотим еще и образовывать детей через еду.

На данном этапе этот сборник не будет включать рецепты для детей со специальной диетой (без глютена, без лактозы), но в будущем это обязательно произойдет.

Для начала мы хотим, чтобы дети снова могли спокойно питаться школьной едой. Сейчас в школьных столовых питается только 30% детей. Тут дело не только в еде, играет роль еще и психология.

Дети в первом и в пятом классах в столовых почти не едят. Первоклашкам ходить туда страшновато, для пятиклассников это немодно — они взрослые, а вынуждены есть вместе с малышами. Детям постарше не нравится ходить в столовую, потому что там все пропитано запахом кухни.  От них потом еще три урока этой кухней несет, им просто стыдно.

Кстати, когда вы даете ребенку какой-то перекус в школу, он должен быть не только вкусным и полезным. Его еще и завернуть нужно стильно и интересно, чтобы ребенку было не стыдно доставать его и есть в компании своих одноклассников.

 Хотим поднять посещаемость столовых хотя бы до 60-70%. Чтобы дети заходили в столовую и говорили: о, так круто! Вот это наша цель сейчас. Поэтому пока бьем на то, чтобы это было модно, круто и вкусно, конечно.

В нашей затее есть одна большая сложность: мы не имеем права менять стоимость блюд.  Государство говорит: себестоимость школьного обеда не должна превышать 12 грн. И продать его можно не дороже 15 грн.

Парадокс в том, что с пятого по одиннадцатый класс за школьное питание платят родители.

Это то, как сейчас работает система. Наша задача — изменить меню, не выходя за рамки бюджета. Это очень сложно, но никто не говорил, что будет легко.

Мы решили менять нюансы, чтобы для начала убрать этот совковый подход в готовке. Например, пастуший пирог. В плане ингредиентов — это та же котлета с картофельным  пюре. Только мы не формуем котлету и не жарим ее в масле, а накрываем фарш картофельным пюре и запекаем.

Минестроне – это овощной суп. Но варится он не из замороженной капусты, а из других овощей. Сельдерей, топинамбур — в сезон они дешевле, чем картошка. То есть на стоимость питания перемены в меню существенно не повлияет.

Поэтому структуру школьной кухни тоже не трогаем. Мы опираемся на условия, которые имеются на данный момент. Не меняя ничего в корне, мы создаем новую номенклатурную базу, новые правила для готовки.

Раньше брали муку, смешивали с водой и солью, лепили булочки и жарили в большом количестве масла. Это то, что было в школах всю жизнь. Мы вводим новое правило: не нужно жарить их в масле. И все.

Не нужно лепить и жарить котлеты, вместо этого нужно запечь мясо в пироге. Не нужно свеклу варить, ее тоже лучше запечь. Не нужно заправлять салаты обычным маслом, но можно добавить туда чуточку апельсиновой цедры, и будет ароматизированное масло, и салат будет вкуснее и насыщеннее.

Овсянку, например, в школьных столовых варят как вязкую кашу. Другого варианта варки не предусмотрено. После того, как в детстве по утрам меня кормили такой кашей, я не ел овсянку до 25 лет. А потом узнал, что есть гранола — сушеная овсянка с орехами. И если ее заправить йогуртом, это, оказывается, очень вкусно. Это уже такой завтрак, который может поднимать настроение.

То есть, мы понемногу меняем детали, нюансы. Это как в заболевший организм поселить правильную полезную бактерию. Вначале она незаметна, но постепенно развивается, и оздоравливает весь организм.

Над новым школьным питанием будет работать целая команда: юристы, диетологи, технологи, общественные деятели, представители государства – но не закостенелые чиновники, а те, кто готов к переменам.

Мы ведем переговоры с коммунальными предприятиями, которые занимаются питанием в школах. Кто-то из них готов помогать только на словах, кто-то реально готов к сотрудничеству.

На днях с нами связалась компания, которая в Одессе кормит половину школ, предложили сотрудничать. Мы с ними встретимся, и, если им понравится то, что мы сделали, то в половине одесских школ будет наше питание.

Конечно, у нас в стране все непредсказуемо, подобных кейсов раньше никто не делал. Скорее всего, наша идея будет развиваться не совсем так, как мы планируем. Но пока мы все видим именно так.

Со временем, если все пойдет хорошо, можно будет разговаривать о том, чтобы увеличить бюджеты, или вообще радикально изменить систему питания в школах.

 И мы начинаем с малого: не меняем поваров, не меняем оборудование, не добавляем инвестиции. Просто помогаем понять, что мир изменился, и еда тоже может быть другой.

Источник: www.uaua.info

 

 

Бери и делай: как Евгений Клопотенко меняет питание в школьных столовых

Распечатать рецепт

Голоса: 7
Оценка: 4.86
Вы:

Оценить этот рецепт!

Распечатать рецепт

Голоса: 7
Оценка: 4.86
Вы:

Оценить этот рецепт!

klopotenko.com

а Как | Как приготовить обед как в школьной столовой? (университетской и т. п)

1 шаг


пюрешка))

Итак, начнем. Самое долгое в приготовлении оказалось картофельное пюре, поэтому займемся им. Чистим картофель, моем и закидываем в кастрюльку для дальнейшей варки (на количество едоков). Не забудем в конце кинуть к картошке пару зубчиков чеснока – будет вкусно, да и полезно – и посолим. Все, пока основной гарнир готовится, займемся салатом, так как он должен будет чуточку постоять, пропитаться, так сказать))

2 шаг


наш салатик.

Берем небольшой кочанчик капусты, очищаем его от темных листьев, грязи, пожелтений. Вооружаемся острым ножом (я использую большой нож, но это кому как удобней) и тоненько, аккуратно начинаем шинковать капусту. На крупной тёрке трём морковку (если есть, то можно и на терке для моркови по-корейски). Если говорить о соотношении пропорций морковки и капусты, скажу так – одна часть морковки и две части капусты (опять же кто как любит). Так, а теперь освобождаем столешницу от терок и всего прочего, высыпаем на голый стол морковь и капусту. Добавляем на эту горку чуть-чуть сахара, буквально на кончике столовой ложки, солим, но тоже немного, лучше уж посолить в конце, выливаем уксус. Тут опять же дело вкуса, кто-то любит покислее, а кому то кислого и нельзя. Я же делаю так: смешиваю две чайные ложки столового уксуса с одной ложкой яблочного уксуса, он довольно приятный и очень полезный. Так, всего налили и насыпали? Начинаем терзать наш салат!!! Да да, именно руками начинаем “жмакать” наш будущий салатик, мять его, пока капуста как следует не даст сок и не окрасится от морковки. Перекладываем со стола в чашку. Стол легко вытирается от морковного сока, не переживайте))). А салат заправляем подсолнечным маслом, досаливаем, подкисляем, если нужно, ставим в холодильник до подачи на стол. Да, если есть, то можно добавить в салатик и болгарский перец, и огуречик свежий, будет не менее вкусно, правда это уже будет не очень “по-школьному” ))

3 шаг


ковш для подливки

Картошка булькает, салатик порезан? Самое время заняться » легендарной» подливкой!! Хочу сразу заметить, что она будет вегетарианской, ведь в школе вряд ли используют вырезку))). Итак, берем большую сковородку, наливаем масла и выкладываем натертую морковь для обжаривания (масла нужно больше, чем обычно). Пока морковка приобретает красивый цвет, берем стакан. В холодной воде разводим столовую ложку муки, размешивать ее надо ну ОООчень тщательно, чтоб не осталось не единого комочка. Сюда же добавляем кетчуп, около 2-3 столовых ложек, размешиваем и выливаем в нашу красивую морковочку. Все, теперь наше внимание приковано к сковороде, ведь тут нужно хорошо мешать, чтоб ничего не подгорело и не образовались комки. На соседнюю конфорку ставим маленькую кастрюльку – у меня металлический ковшик для таких блюд – наливаем чуть больше половины стакана разведенного бульона, можно использовать и настоящий, и роллтон. Кидаем туда пару листиков лаврового листа, доводим до кипения, по соли бульон должен быть чуть-чуть пересолен. Снимаем сковороду и выливаем ее содержимое в кастрюльку, и мешаем , мешаем, мешаем… Ждем кипения, солим, если нужно, перчим. Пусть побулькает минут 10- 15. Можно кинуть туда кусочек сливочного масла. Если окажется слишком жидкий – добавьте еще немного муки с водой. Но хочу напомнить, что если муки перебухать в подливку, после ночевки в холодильнике она превратится в холодец.

4 шаг


)))

Мы на финишной прямой!!! Ставим вариться сосиски, из картошки делаем пюре. Раскладываем гарнир по тарелочкам, поливаем подливкой, сосиски, салат, и хлеб, который чуточки подзаветрился, (чтоб точно как в школе))) Вот в общем-то и все). Это все приготовить очень просто, гораздо сложнее было написать об этом). Приятного аппетита, друзья, надеюсь вам понравится!!!!

akak.ru

Подскажите рецепт картофельного пюре как в советских столовых

Ну масла с молочком точно отсутствует! А так как можно жиже—-и по тоньше и ровнее зармазывай по тарелке!!! Вот и весь рецепт

Вари картошку полчаса, слей воду и разбавляй этой же водой пожиже

А они пюре в те времена делали из порошка, так что и сейчас — нет проблем!

дык, милок, этт тебе надыть машыну времени.. . и в родные советские времена! Да, прикупи там для меня кефиру, в стеклянных бутылках.

Очень просто, картофель отварить, слить отвар, растолочь добавить немного горячего молока посолит, все перемешать!

НЕ кладёш туда: яйцо, масло, молоко. Делаеш жидким благодаря отвару в котором варился картофель и так красиво размазываеш по тарелке.

Мой рецепт из советского времени, может тоже годится? Потолочь хорошо сваренный картофель, добавить теплого молока и масла сливочного, еще раз взбить. Не бойтесь если вам покажется что молока много добавили — немного постоит на теплой плите ( 5-10 мин) и загустеет. Приятного аппетита!

У меня сестра практику в те далекие времена проходила как раз в общепите, так она дома точно так же готовила: числила картошку, отваривала, прокручивала на мясорубке, разбавляла водой (той, в которой картошка варилась) и все.. . картофельное пюре готово:)

не знаю как оно готовилось, но очень было вкусно

Подготавливаешь продукты как для обычного пюре. Потом с испугано-заговорницким или нагло-уверенным выражением лица…. крадешь половину! всего, кроме воды, не надо — она тяжелая и дешевая. Готовишь эту…. А потом берешь тарелочку (металлическую — для шика) , выкладываешь тонким неаппетитным слоем на нее «пюре». Тут важно еще испортить себе настроение неприветливой миной. Раздобудьте алюминиевую ложку, ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! 🙂

Главное протереть пюре через сито. В столовых были специальные машины. Но вы знаете, я сейчас себе на воде и готовлю картошку пюре. Масло вредно, молоко порошок, яйца сальмонела.

touch.otvet.mail.ru

Как изменить школьное питание — рассказывает Евгений Клопотенко

Хотели бы вы есть невкусную еду? Вот и дети не хотят, а школьное питание обязывает. И вот, вроде, Советский Союз уже как несколько десятилетий назад покинул мировую арену, но его душок продолжает витать в наших жизнях и в школьных столовых. Почему так? Потому что сборник рецептур, по которому готовят для детей в школах, советский. В итоге еда получается так себе, школьникам не нравится, они постепенно перестают питаться в школьных столовых и, тем самым, лишают себя горячего обеда. Конечно, отказываются от школьной еды не все.
Есть дети, которым, в принципе, нравятся все эти блюда. Потому что дома готовят так же. И вот ребенок живет в мире невкусной еды, взрослеет и продолжает питаться точно так же. У выросшего человека появляется собственная семья и дети, которые становятся последователями традиции есть невкусно. Замкнутый круг получается. Я же хочу изменить культуру питания – сделать так, чтобы жители нашей страны ели вкуснее и разнообразнее. Потому что неравнодушие к тому, что ты ешь, – это один из признаков наличия уважения к себе. А поскольку отношение к еде у человека формируется именно с детства, я занялся реформой школьного питания. Чтобы с самого начала жизненного пути человек познакомился с множеством вкусов. Чтобы в незащищенном сознании не начал появляться необъяснимый страх перед неизвестными продуктами и блюдами. Почему многие не едят сейчас сельдерей? Потому что они в детстве его не пробовали и, соответственно, не привыкли к вкусу этого пряного корня.

Впрочем, о том, почему я занялся изменением школьного питания, написано в моем предыдущем блоге. Сейчас же я хочу рассказать вам о самом процессе – о том, как именно я меняю школьное питание.

Как сделать еду вкусней?

Чтобы еда в школьных столовых стала вкуснее, нужно, прежде всего, отправить старый сборник рецептур на заслуженную пенсию и заменить его современным. Именно это я сейчас и делаю – разрабатываю новые рецепты. Рецепты для сборника уже почти готовы. Рецептуру каждого блюда проверяет нутрициолог. Зачем он нужен? Чтобы мы были уверены в том, что еда содержит все полезные вещества, необходимые растущему организму. У нашего проекта по изменению школьного питания есть школы-партнеры. Это те учебные заведения, где с начала учебного года мы проводим тестирование новых блюд. Потому что нам просто необходимо знать мнение школьников – услышать их комментарии, замечания, пожелания. Ведь наша задача – создать те блюда, которые будут нравиться детям. Также одна из основных проблем старого сборника рецептов состоит в том, что вся еда, приготовленная по нему, получается практически безвкусной. Поэтому в нашем сборнике мы будем использовать натуральные специи, которые подбираются совместно с детскими диетологами и пищевыми технологами. А еще меня просто убивает то, что в советском сборнике рецептур огромное количество жареных блюд. Кажется, что авторы преследовали лишь одну цель: утопить несчастные котлеты в масле.

Новое меню – старая цена!

Я знаю, что многие переживают по поводу того, что еда, приготовленная по новому сборнику рецептур, будет дороже. Так вот, цена не изменится. Совсем-совсем. Во-первых, сборник разрабатывается с учетом действующих ценовых рекомендаций. Во-вторых, набор используемых продуктов будет тот же, что и сейчас. Просто подход к приготовлению станет другим. Например, вместо горохового или фасолевого пюре будут готовить фалафель – формировать из пюре бобовых шарики и запекать их в духовке. Обычный соус из сметаны, который загущают мукой, – это ужасно скучно и невкусно. Но если добавить в него немного томатного сока или пюре, то сметанный соус будет иметь красивый красный цвет и станет похожим на кетчуп. Детям будет намного приятнее его есть. Сейчас в столовых готовят на гарнир гречку, рис и картошку. А вот кукурузную крупу незаслуженно обделили вниманием. Хотя в ней, на самом деле, много витаминов. К тому же из кукурузной крупы можно приготовить поленту или мамалыгу. Что интересного в обычном салате из белокочанной капусты? Ничего. А если добавить в салат немного мяты или ароматизировать апельсиновой цедрой? Совсем другое дело! Вместо овощного супа будем готовить минестроне. Это тоже овощной суп, только итальянский. Отличается он способом приготовления и, соответственно, вкусом. Также большая часть блюд будет запекаться, а не жариться. Видите, ничего сверхсложного – просто другой подход.

Главное – изменить подход!

Будут ли повара готовить иначе? Да. У них не появится больше работы, просто, например, вместо того, чтобы отправлять еду на сковороду, им нужно будет ставить противень в духовку. Дело в том, что сейчас повара готовят так, как умеют. Мы же хотим обучить их готовить по-другому. Это, во-первых. Во-вторых, повара в своей работе ограничены старым сборником. Они четко следуют технологическим картам, а еда по ним получается не очень вкусной, потому что сами рецепты неудачные. К этому заключению я пришел, когда ездил в одну из школ и готовил вместе с поварами обед для школьников. Поэтому с новым сборником рецептур у поваров появятся новые технологические карты, по которым будет получаться вкусная еда.

Как мы будем менять школьное питание?

Как новый сборник будет внедряться в школы? Организацией питания в каждой школе занимается стороннее учреждение. Чаще всего одно учреждение покрывает несколько школ. Это компании, которые проводят закупку продуктов, самостоятельно нанимают поваров и выдают им зарплату. Среди этих компаний проводят тендер. То есть на конкурсной основе определяют, какая именно организация будет обеспечивать школы питанием. С одной из таких организаций мы подписали меморандум о сотрудничестве – они стали партнёрами нашего проекта. Сейчас эта компания кормит около 45 школ. И они хотят кормить вкуснее, но согласно законодательству, готовить для школ можно только по утверждённому в министерстве сборнику. А существует пока только один сборник – тот, что был составлен в прошлом веке. Соответственно, как только министерство одобрит наш сборник рецептур, эта компания сможет готовить для детей уже по нему. И любая другая компания, обеспечивающая питание в школах, если захочет, сможет спокойно использовать именно новый сборник рецептур вместо старого. А чтобы рецепты были доступны всем – сборник будет выпущен в электронном виде и будет выдаваться бесплатно.

Родители сильно ошибаются, если считают, что в вопросе изменения школьного питания они ничем не могут помочь. На самом деле сила родителей в распространении информации. Чем больше людей будет знать о проекте, тем легче будет осуществить изменения в школьном питании. И тем больше школ проект сможет охватить.

Я прекрасно понимаю, что новое питание не будет нравиться абсолютно всем. Так не бывает. Но я хочу, чтобы число школьников, которые едят в столовых, перестало уменьшаться. Хочу, чтобы горячие обеды ели не 30% всех учащихся, а как минимум 70%. Хочу, чтобы жизнь детей была вкуснее и делаю для этого все возможное.

Материал написан специально для www.obozrevatel.com

klopotenko.com

Почему в наших школах так невкусно готовят ?

Нужно ли изобретать машину времени для того, чтобы переместиться в прошлое? Нет. Достаточно просто заглянуть в школьную столовую – место, где время остановилось полвека назад. Там абсолютно ничего не изменилось: те же чашки с отколотыми ручками, алюминиевые вилки с шершавым узором и, конечно, та же еда. Все в лучших традициях Советского Союза.

Прошло достаточно времени с того момента, как я окончил школу, но, по воле случая, точнее, по просьбе моей сестры, я продолжаю периодически туда заходить, чтобы забрать племянников после уроков. В первый раз я прошел через ведущую в столовую решетку в 7 лет. Так вот, спустя 20 лет мне по-прежнему нужно миновать это железное сооружение, прежде чем попасть в саму столовую, где по-прежнему стоят синие столики, справа находится буфет, а слева – окно раздачи. Зрелище, которое вызывает сильнейшее недоумение и сопровождается нарастающим ужасом. Не подумайте, дело вовсе не в том, что подобная расстановка каким-то образом противоречит моему представлению о прекрасном, а один только вид столов синего цвета раздражает мои глаза так же сильно, как бесстыдно затекшее мыло. Дело в том, что время упорно обходит стороной это место, которое, будучи заполненным современными школьниками, выглядит нелепо – будто кто-то забыл убрать декорации после съемки художественного фильма об СССР. Вся эта обстановка, усердно оберегаемая невидимыми стражами старой системы, вынуждает вновь почувствовать себя школьником. Но вместо сладкой тоски о минувшем на меня накатывает мучительное воспоминание о самом худшем из того, что было в моем детстве – школьной еде. Даже сегодня, спустя 20 лет, как только ты заходишь в школьную столовую, на тебя тяжелым облаком вываливается резкий, раздражающий обоняние, запах. Он настолько сильный и неприятный, что заставляет тебя чувствовать, как мурашки, сопровождающиеся мерзким холодом, пробегают по всему телу, назойливо напоминая о том, как когда-то ты сидел и давился мокрым омлетом, приготовленным в специальной форме по специальному рецепту, который обязывал доводить данное блюдо до состояния подгоревшей корочки. Блюда, которые сегодня едят мои племянники в школе, ничем не отличаются от тех, что продолжают появляться в самых худших моих снах. Осторожно! Молочный суп с макаронами и слипшаяся пшенная каша могут стать причиной возникновения неизлечимой детской травмы. Невкусная еда – это проблема большинства украинских школ. Это проблема целой системы, которая упорно стоит на месте, в то время как весь мир меняется. Я считаю неправильным и бессмысленным то, что наша страна, имея суверенитет, до сих пор зависима от сборника рецептур 1982 года и супа «Ленинградский».

Так чем же заботливые повара радуют детей в школьных столовых? Начнем с того, что по правилам необходимо разрабатывать двухнедельное меню. То есть каждые две недели это самое меню должно меняться. Но что мы имеем по факту? По факту у нас есть меню, которое повторяется каждую неделю, но благодаря виртуозно измененным названиям и некоторых составляющих складывается впечатление, что блюда таки разные. К примеру, «запеканка из творога с кипяченой сметаной» через неделю становится «пудингом из творога с кипяченой сметаной». Кстати, знаете, почему сметана, несмотря на всю абсурдность, кипяченая? Потому что согласно правилам детского питания молочную продукцию необходимо поддавать двойной термообработке. Неважно, что этот норматив был актуален в прошлом веке только потому, что закупали разливную продукцию, которую для безопасности необходимо было прокипятить. Но зачем менять нормативы? Нам и со старыми, до смешного неактуальными, живется хорошо. Неважно, что сейчас все стерилизуется непосредственно на производстве и поступает в заведение общепита герметично упакованным. Неважно, что при кипячении молочный продукт теряет всю свою пользу. Это система, а ей, как правило, наплевать. Иногда мне кажется, что в столовых готовы сделать абсолютно все, чтобы блюда были менее полезными. Поэтому вместо запеченной свеклы детям дают вареную, а вместо нормального мяса – сосиски. Все мы прекрасно знаем, что сейчас соски или же колбаса стоят дороже, чем мясо. Школам же нужно экономить деньги, но поскольку без сосисок в меню, видимо, невозможно обойтись, закупщикам нужно искать более дешевый вариант этого «мясного» продукта. Но можно я не буду объяснять, из чего делают этот деликатес ярко-розового цвета? А пюре готовят настолько небрежно, что получившаяся консистенция выглядит так, будто картошку при взбивании разбавили водой. И лежит пюре такое бледненькое, прозрачное и немного зеленоватое на тарелке, не внушая абсолютно никакого доверия. Дешевый рис впоследствии варки становится похожим на клейстер, но в меню обязательно укажут «рисовая каша вязкая», и создастся ощущение, будто так и надо. Вообще, те, кто придумывают названия для школьных блюд, – гениальные люди. Только им под силу превратить безобразные потемневшие дольки яблок в громозвучные «свежие натуральные фрукты».

Я искренне не понимаю, почему в школах не существует такого понятия, как сезонность продуктов. Я не понимаю, почему детям осенью дают консервированную кабачковую икру. И я не понимаю, почему зимой не готовят блюда из тыквы – она дешевая и полезная. А если приготовить тыквенные кексы, то дети с удовольствием будут их есть. Не думаю, что это будет хуже слипшихся белесых макарон из мягких сортов пшеницы. Но так не положено. Зато положено готовить зеленый горошек в молочном соусе, то есть консервированный горошек в дважды прокипяченном молоке. Кстати, нормативы запрещают готовить блюда во фритюре, и работники столовой послушно соблюдают это правило. Только они топят рыбу в огромном количестве подсолнечного масла, которое выплескивается за борт необъятной сковородки. И она там долго-долго жарится, насквозь пропитываясь жиром. Да, по факту это не фритюр, который по сравнению с этим извращённым способом обработки был бы полезнее. Ощущение, что право на выбор вкусной еды есть только у взрослых. Мы тоже когда-то были детьми и страшно ненавидели манку с комочками и молоко с пенкой. Так почему мы позволяем нашим детям давиться тем, что сами когда-то терпеть не могли?

Надеюсь, мне не нужно говорить о том, что вкусная еда необязательно должна быть дорогой. Свекла, картошка, капуста, тыква, морковь – дешевые и на их основе абсолютно спокойно можно приготовить сотни вкуснейших блюд. Непозволительно высокая стоимость вкусной еды – это выдумка, которая со временем стала жалким оправданием. Но этим умело научились оперировать школы, когда речь заходит о том, что еду, подаваемую в столовых, невозможно есть, а многие наивные граждане, смиренно кивая и сочувствуя, верят в это, мол, гадкое государство даже на это не может выделить большее количество денег. И все в этих речах руководства школ было бы совершенным и не давало бы ни малейшей возможности придраться, если бы не одно «НО» – с 5 по 11 классы родители сами платят за еду, которую в столовых готовят их детям.

Детям не нравится школьная еда, они не доверяют столовым. В этом я окончательно убедился, когда посетил молодежный форум в КМДА. Там были дети из разных школ со всего города, и у меня была возможность с ними пообщаться. Около 85% не питаются в школьных столовых, перекусывая сухими бутербродами из дома. Почему? Потому что еда, которую готовят в школе, – невкусная. А еще дети твердо убеждены, что в столовых их обманывают. Когда дети едят макароны, а на следующий день им дают макаронную запеканку, то, естественно, они понимают, что здесь существует определенная взаимосвязь. Одна девочка рассказала о том, как она, дежуря, увидела, что повар случайно уронила котлету, которая вместо того, чтобы быть отправленной в мусор, была поднята с пола и аккуратно уложена в миску. Эта девочка и ее подружки больше не едят в столовой. Получается, что упавшая на пол котлета – это пустяк, а кипятить сметану – важно. Такие у нас стандарты? Другой ребенок возмущался тем, что, заходя в столовую, он насквозь пропитывается ужасными запахами, которые сопровождают его целый день. И абсолютно все дети в один голос говорили о том, что хотят есть свежие продукты и салаты, они хотят, чтобы еда была аппетитной, вкусной, а сама система вызывала доверие.

Почему дети должны питаться невкусно? Почему у них с малых лет вызывают отвращение к некоторым продуктам, ужасно их готовя? Свекла не сама по себе невкусная, напротив, она потрясающая, просто приготовлена ужасно. Но у человека уже с детских лет глубоко в сознании живет тот факт, что сам продукт несъедобный. Ему даже не приходит в голову мысль о том, что дело просто в неправильной обработке. Как-то ученые проводили эксперимент под названием «крошка Альберт». Когда маленький мальчик играл с белой крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая тем самым у Альберта неприятные ощущения. Эта манипуляция повторялась каждый раз, когда ребенок вновь начинал играть со зверьком. Каким был результат этого эксперимента? Белые крысы стали вызывать у Альберта необъяснимый страх, который остался с ним на всю жизнь. А ученые сделали вывод, что фобии формируются у человека в самом раннем возрасте и не проходят с течением времени. То же самое касается и еды. Ужасный вкус, словно тот неприятный звон металла, вселяет ребенку боязнь перед самим продуктом, вызывая нежелание есть его в будущем. И уже взрослому, психически сформировавшемуся человеку, становится безразличным тот факт, что еда, которая ему не нравится, может в корне иметь другой вкус и быть приготовлена другим способом. Человек боится опять почувствовать противный ему вкус, с которым он ассоциирует нелюбимый продукт.

Да, у нас не самая худшая еда в мире. Свои изъяны есть во многих странах. В той же Америке понятие «вкусный школьный обед» – относительно и зависит от отдельно взятого штата. Но есть и такие страны, как Франция, где каждые полгода на основе информации о ценах, состоянии продуктов и самое важное – отзывов детей корректируется меню всех школьных столовых. Французы обогащают вкус детской еды с помощью разных соусов, которые у нас, согласно нормативным документам, запрещены. И прошу, не надо сейчас, безнадежно воздев руки к небесам, кричать о том, что глупо сравнивать Францию и Украину, что у нас ничего нельзя изменить, а страна наша разворованная и бедная. Неужели подобный образ мыслей за 25 лет привел к хорошему и желанному результату? Это как-то помогло людям жить лучше? Бедная не страна, а сознание живущих в ней людей, постоянно ограничивающих себя выдуманными рамками и не желающих что-либо менять. На самом деле, не нужно отдавать огромные деньги за возможность есть вкусно. На сегодняшний день определена четкая проблема: невкусная школьная еда, которая подчиняется старой, изжившей себя системе. Эту систему необходимо изменить, а я хочу в этом помочь. Правда, следует осознавать, что изменения требуют времени – не один день и даже не один год, а минимум 5 лет. Только по истечению этого срока можно будет увидеть первые результаты. Да, это может быть долго, сложно и требовать невероятных усилий. Но я хочу, чтобы дети ели вкусную и полезную еду, а их жизнь была хотя бы на 1% счастливее.

Источник: nv.ua  Оригинал фото на сайте kickymag.ru

klopotenko.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *